S t r o g a n o v ART
Всё об Авторе


С л о в о
А в т о р а


Ж а н р о в ы е
Р а б о т ы

П о э з и я<На Главную

Благодарность за Мирное Небо


Путь в Искусство


Публикации



Камешки на Ладони


    Вероятно, обостренный интерес к камешкам на берегу, в прибрежных морских водах, в прибое — от профессии Леонида Ивановича Строганова. Участник Великой Отечественной войны, в 1947 году он окончил Ленинградскую Военно-морскую медицинскую академию и 42 года прослужил в рядах Советской Армии. В 1989м вышел на пенсию и свое; дальнейшее жизненное предназначение выразил в стихотворении «Ветеранские страсти»:


Но надо знать неписаный закон:
Тот не стареет, кто другому нужен,
Кто доброту не держит под замком,
Кто ищет дело, кто с мечтою дружен.

Нам, ветеранам, не хватает дня:
Болезни, дети, внуки, телевизор...
А если поискать в себе огня,
Чтоб вспыхнуть в новом творческом сюрпризе?!

Пусть не вернуть ушедших прошлых лет.
Вдруг будущие смогут стать богаче,
Лишь бы найти, на чем оставить след
Свершений ярких, творческой удачи!..

    На чем оставить след... И Леонид Иванович вспомнил про камешки, а точнее он никогда о них не забывал, собирал везде где придется. Но доселе они лежали без дела для интереса, для любования. Теперь же галька, разные окатыши превратились в материал для художественного творчества. Строганов стал из них делать мозаичные картины. И не только из камней, но и кусочков смальты, бутылочного, посудного и иного стекла, ракушек. Поскольку станковые (подчеркиваю, не монументальные!) мозаичные картины большая редкость даже в нашем профессиональном искусстве, вероятно из-за трудоемкости исполнения, пришлось перечитать ту немногую литературу, которая на эту тему выходила, а главное найти грамотного наставника. Им стал член Союза художников Виктор Петрович Барвенко, автор ряда монументальных мозаичных композиций. Он не только показал азы своей профессии, но и снабдил Строганова кусочками смальты, столь для него нужной, ибо она делала его палитру более красочной, яркой и сочной.
    Но исполнение станковой мозаичной картины по своей технологии весьма отличается от создания монументальных произведений. По-этому Леониду Ивановичу пришлось во многом до всего доходить самому. А техника эта, надо сказать, кропотливая, сложная и долговременная. За 25 лет работы чего только не бывало: и проб, и огорчений, и радостных находок.
    Основой мозаичной картины служит пластик, оргалит, фанера. Они покрываются специальным клеем, в который укладываются камешки, смальта, стекло. Укладываются в соответствии с заранее сделанным рисунком или репродукцией. Размер в размер, тон в тон, цвет в цвет, со всеми, заметьте, его переливами, переходами, нюансами.
    Но ох как нелегко найти не локальный красный цвет, а, положим, нечто от него производное красноватый, пурпурный, алый, багряный, червонный, золотисто-красный, зеленовато-красный, желто-красный и еще, и еще... Живописцу это сделать просто у него под рукой десятки тюбиков с различными красками, их смешением он может достигнуть любой расцветки, любых полутонов. Притом уже в процессе работы он может что-то усилить, смягчить, подправить, закрасить. С камешками так поступать нельзя. Поставив на основу, их трудно убрать или как-то скорректировать. Здесь нужно иметь огромный запас разноцветных камешков, смальты и стекла.
    И такой запас Леонид Иванович показал мне у себя дома. Во множестве коробочек находились камни и стекло всевозможных расцветок. Но сколько этот подбор требует поисков, усидчивости, терпения и старательности!


Зачем вы выбрали столь трудоемкую технику, а не живопись, положим, или графику? - спрашиваю я Леонида Ивановича.
Нет, живопись и графика меня не привлекают . Я люблю камешки самых разных тонов, форм и конфигураций. Порой попадаются такие окатыши: сами произведения искусства! Мне доставляет удовольствие найти нужную фактуру и цветовую гамму, исполнить из них мозаичную картину...

    Замечу, далеко не простую. Тематика работ Леонида Ивановича обширна. Это жанровые сцены,пейзажи,портреты, изображения зверей, птиц, иных животных, цветы, натюрморты.
    Особенно
удачными, как мне кажется, получаются цветы розы, тюльпаны, нарциссы, хризантемы, ромашки, астры, жасмин, жарки, полевые цветы, наиболее, кстати, трудоемкие и сложные для мозаики. Попробуй подобрать камни или стекло нужного цвета, тонов и полутонов! И Леонид Иванович с завидным умением это делает. Да так, что розы или хризантемы не только имеют «портретное» сходство, но вполне живописны, свежи, благоуханны, даже как будто бы трепещут лепестками под дуновением неведомого ветерка. Притом, подчеркиваю, в них нет присущей мозаике монументальности, тяжеловесности, цветы элегантны, изящны.
    Леонид Строганов берется и за сложные жанровые, порой многофигурные композиции. Это «Черное море», «Зимний вечер», «Рождественская ночь», «Ноктюрн», «Цветочница Анюта», большие пейзажные виды. Берется и за портреты. «Автопортрет», «Пушкин», «Академик Сахаров», «Мэр Москвы Юрий Лужков». Большой трогательностью и своеобразием отличаются иконы — «Спаситель», «Богоматерь с Младенцем», «Архангел Гавриил», он вкладывает в них свое понимание, осмысление, далеко не каноническое, евангельских сюжетов, свою веру и преклонение перед Всевышним.   
    За
25 лет творческой работы Леонид Строганов создал 164 мозаичные картины. Они экспонировались на выставках. Первая же серьезная и наиболее полная персональная экспозиция была недавно устроена в Муниципальном музее наивного искусства на Союзной улице, в единственном в России подобном музее. Здесь мастера приняли дружески и тепло. Предоставили небольшой уютный зал, вполне подходящий для его картин.
    Большинство же работ Строганов отдает в разные учреждения, они расходятся по частным коллекциям, по друзьям и знакомым. Но лучшие остаются в его небольшой квартире, где комнаты, прихожая и даже кухня представляют собой своеобразный Музей мозаичного творчества, быть может, единственный в Москве.



Евграф КОНЧИН

Hosted by uCoz